«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которые было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту…» (Кол. 2:14)
Если мы говорим о посланиях апостола Павла, то чаще всего они были вызваны какой-то ситуацией или проблемой, которая возникала в той или иной новообразованной церкви в каком либо городе. Кто-то мог принести другое учение в общину, или там могли возникнуть другие проблемы. И потому Павел писал письма в эти христианские общины. Поэтому целесообразно рассматривать все, о чем писали апостолы в контексте места, времени и тех проблем, которые существовали в той церкви, в то время.
Церковь в Колоссах была организована Епофрасом, об этом говорит текст Кол. 1:7-8:
как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
который и известил нас о вашей любви в духе.
Скорее всего, в эту церковь стали проникать новые учения и Епофрас, находящийся тогда в Ефесе, рассказал Павлу об этой проблеме. Люди, которые принесли новые учения, говорили о служении ангелов, о ненужности праздников, аскетичном отношении к пище и собственному телу (об этом см. далее), умаляли заслуги Иисуса Христа. Потому Павел начинает послание заостряя внимание на Иисусе Христе и значении Его миссии (Кол. 1).
Слово «рукописание» употребленное в послании колоссянам, с греческого переводится как «хейрографон» (дословно «хей» — рука, «графон» — писать). Чтобы понять значение слова в данном контексте, нужно сравнить его употребление в других текстах Библии. Слово «рукописание» упоминается в новом завете только один раз в данном послании. Но еще употребляется в книге Товита (междузаветный апокриф). Там отец дает сыну, который хотел взять деньги в долг -«хейрографон» — долговую расписку.
Очевидно, что долговую расписку может дать только человек, а не Бог.
То же слово, переведенное с греч. как «истребив» упоминается еще в Исх. 32:32,33:
«Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей».
Подобная метафора (про то, что пишется книга) упоминается во многих местах Библии. Например, в Откр. 20:12:
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими»,
а также в Малах. 3:16:
«пишется памятная книга о боящихся Его»,
и Дан. 7:1:
«судьи сели и раскрылись книги«.
В контексте Кол. 2 и упоминания в книге Товита, можно сказать, что слово «рукописание» — долговая расписка — это список всех грехов, которые сделал человек в своей жизни. Именно их (грехи всех людей, которые были записаны в книгах) Иисус пригвоздил ко древу и истребил.
Двигаемся дальше по тексту.
«Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие или праздник или новомесячие или субботу» (Кол 2:16).
Чтобы понять, что Павел хотел донести до колоссян, которым другие люди пришли навязать другое учение, читаем дальше:
«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся», что все истлевает от употребения, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежениии о насыщении плоти» (Кол. 2:20-23).
Из этого можно сделать вывод, что лжеучителя которые пришли в Колоссы, учили людей жесткой аскезе: изнурении тела, «не дотрагивайся», «не вкушай». Они увидели, что у колоссян есть некоторые праздники, и эти лжеучителя стали учить их отказываться от них.
Павел узнав об этом, говорит колоссянам: пусть никто не упрекает вас, за то, что у вас есть какие-то праздники. А то учение, которое принесено этими людьми является ничем иным как заповедями человеческими и у них нет ничего общего с законом Божьим.
Писание нигде не говорит, что нравственный закон Божий должен быть упразднен. Иначе, Бог бы выглядел непоследовательным и непостоянным, сначала давая закон, а потом Сам же отменяя его.
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:17,18).
Из этого текста очевидно, что закон Божий будет существовать для людей до тех пор, пока будут существовать небо и земля.
Более того, в Откр. 22:14 записано условие пребывания в Новом Иерусалиме:
«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами».
Каждый из нас является должником перед Богом, и про каждого есть рукописание — список грехов, которые мы совершаем в жизни. Но если наше рукописание пригвождено к голгофскому кресту — это значит, что все наши грехи прощены.